Вы сейчас просматриваете Великопостное послание  Высокопреосвященнейшего митрополита Луганского и Алчевского Пантелеимона

Великопостное послание Высокопреосвященнейшего митрополита Луганского и Алчевского Пантелеимона

Великопостное послание
Высокопреосвященнейшего митрополита
 Луганского и Алчевского Пантелеимона
духовенству, монашествующим и всем верным чадам
Луганской епархии

 

«Подвиг поста полезен и нужен не только для тела;
он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца»
(свт. Игнатий Брянчанинов)

  

ДОРОГИЕ ОТЦЫ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

 

 Божией милостью мы  соблюдаем пост Великой Четыредесятницы. Это время святыми отцами именуется духовной весной, так как именно в дни Великого поста, Бог оживляет, преображает и обновляет увядшую человеческую душу — пробуждает её подобно тому, как весной пробуждается и расцветает окружающая нас природа. 

                Традиция Великого поста берет своё начало с первых веков христианства и, по сей день Церковь бережно хранит её, призывает своих верных чад подражать жительству Христову (св. Игнатий Богоносец). В Новом Завете Своим примером Спаситель узаконил пост и освятил его во время Своего сорокодневного пребывания в пустыне. (Мф. 4,2). По примеру и заповеди Господа постились и Его ученики (Деян. 9,9; 10,30).

С апостольских времён Великий пост был важной частью духовной жизни христиан, уникальным временем, когда человек откладывает всё земное и устремляется к небесному. Христианский пост даёт нам полезный духовный опыт, объединяя сугубую общественную и домашнюю молитву, воздержание от греховных мыслей, желаний и чувств. Это время глубокого покаяния и размышления человека над собственной жизнью. 

                Период святого поста можно сравнить со странствием по непростому, а иногда и опасному пути. И как всякий идущий по такому пути запасается всем необходимым, так и верующий человек, ступая на путь поста, вооружается всеми необходимыми знаниями, чтобы провести это время с максимальной пользой.  Эти знания, основанные на опыте, мы получаем из книг оставленных нам святыми отцами Церкви. Эти письменные сокровища помогают нам, преодолевая свои немощи, двигаться к намеченной цели и хоть этот путь довольно труден, но награда прошедшему его, велика.
«Нам приятна весна поста, потому что она успокаивает в нас волны не вод, но безумных пожеланий, и готовит нам венец не из цветов, но из даров духовной благодати…» (свт. Иоанн Златоуст)

                «Невозможно и плоть наполнять досыта брашнами, и духовно наслаждаться умными и божественными благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ; напротив, в какой мере кто станет утончать тело свое, соразмерно с тем будет насыщаем пищею и утешением духовными» — пишет св. Симеон Новый Богослов. Человек только тогда способен добиться больших духовных результатов, когда прилагает для этого немалые усилия, ограничивая себя или чем-то жертвуя. Но при этом очень важно помнить, что истинный пост — это нечто большее, чем воздержание в пище и питье, ведь главные цели поста — духовное обогащение, очищение своего сердца от страстей и развитие христианских добродетелей. «Пост – основание добродетели. Но как основание дома, хотя и весьма твёрдо положено, не имеет никакой цены, если всё остальное построено неискусно: так и от воздержания нет никакой пользы, если к нему не прилагаются и прочие добрые дела»
(свт. Григорий Нисский).

Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст говорит: «… мы должны поститься постом приятным, угодным для Господа. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления: оскудение всего этого и составляет истинный пост«

                Святые отцы отмечают, что пост не имеет силы, если он не соединён с молитвой. «Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель – милость; посту готовится награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда с ним сопряжена другая великая добродетель – молитва» (свт. Игнатий Брянчанинов,).  «С постом всегда должна быть соединена молитва», пишет свт. Иоанн Златоуст, «и что это правда, послушай, как говорит Христос: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом».

                Придавая важное значение внутреннему духовному состоянию постящегося, святоотеческое предание  предостерегает нас от тщеславия, которое возникает вследствие неправильного понимания подвига поста и выставления его на показ. «… Намереваясь поститься, не будь уныл по-иудейски, но покажи себя веселым по-Евангельски…» (Мф.6,16–17) (свт. Василий Великий).

                Матерь наша Церковь, проявляя всестороннюю заботу о своих чадах, предупреждает нас об опасности заблуждений или крайностей, с которыми мы можем столкнуться во время Великой Четыредесятницы, одно из них — неумеренный пост. «Насколько вредно невоздержание, настолько вреден, или еще более, неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от малоядения, не позволяет совершать молитв в должном количестве и с должною силою» (свт. Игнатий Брянчанинов). «Через меру напрягаться в подвигах своих не будем, чтобы с успехом в духовном, соблюсти и здравие телесное»
 
(св. прп. Феодор Студит).  Поэтому в эти благодатные дни Великого поста, постараемся соблюдать разумную меру по нашим силам, чтобы не ослабеть от чрезмерных подвигов и не впасть в иную крайность. 

                Незадолго до Великой Четыредесятницы  в храмах звучат умилительные покаянные песнопения, читаются фрагменты Евангелия, затрагивающие темы прощения, любви к ближнему, важности добрых дел. Это говорит о том, что приблизилось время, когда всем любящим Бога предстоит вновь проявить свою верность, постом и слезами очистить всё то плохое, что накопилось в нас за прошедший год. Поэтому, вступая в дни Святой Четыредесятницы, мы уже имеем в своих сердцах покаянное чувство, которое помогает нам трезво взглянуть на самих себя. Если мы честны с собой, если не сравниваем себя с другими, а сверяем свои поступки с Евангелием, — то можем увидеть своё несовершенство и то, как далеко мы находимся от Бога. Только искреннее признание своих слабостей и духовных болезней дает нам возможность исцелиться и стать лучше, исправить самих себя. Вот почему покаяние делает нашу жизнь полноценной и помогает стать по-настоящему счастливыми.

                В Великий пост, каждому из нас нужно постараться изменить свое отношение к другим людям, придерживаясь очень важного святоотеческого правила: быть очень требовательными к самим себе и снисходительными к окружающим. В Неделю о Страшном Суде, за богослужением мы слышали слова Спасителя: “то, что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25, 40). Значит, тот, кто сделал добро человеку, сделал это для Самого Христа. В каждом ближнем нам открывается Господь и поэтому нашим отношением к ближнему измеряется степень искренности веры во Христа. Неслучайно по древней традиции перед началом поста мы испрашивали прощения друг у друга. Просьба о прощении — наш первый шаг и к Богу и к людям. 

Дорогие отцы, братья и сестры! С Божией помощью желаю всем нам в духовном бодрствовании провести дни Великого Поста. Чтобы за время Святой Четыредесятницы смягчить наши сердца и  измениться к лучшему, очистить души искренним покаянием и с радостью встретить Светлое Воскресение Христово.

+ Пантелеимон
митрополит Луганский и Алчевский